Ваши любимые продукты для здорового питания Вы найдёте по этой ссылке

http://shopnz.ru/

 

Информационные и образовательные материалы обновляются,

и скоро будут здесь http://shopnz.ru/blog

Использование механизмов кооперации для развития сельскохозяйственного производства

Использование механизмов кооперации для развития сельскохозяйственного производства

 

Развитие потребительских кооперативов и их системы является сегодня одним из наиболее реальных инструментов развития отечественного мелкого и среднего сельскохозяйственного производства товаров и услуг. Потребительская кооперация позволяет легитимно работать в условиях гражданско-правовой автономности и частичной независимости от государственного регулирования, не входя при этом ни в какие противоречия с законом и органами государственной власти, а, наоборот, решая многие социальные задачи.[1]

Cегодня рентабельность сельского хозяйства весьма низкая, многие предприятия находятся на пороге банкротства. За пять лет (2005-2010 гг.) подверглось банкротству 17 тысяч сельскохозяйственных организаций (почти каждое второе), закредитованность сектора на конец 2010 г. в 1,3 раза превосходила объём реализованной продукции.

В этих условиях сокращение налоговых выплат без уменьшения размеров хозяйственной деятельности, которое может обеспечить кооперация, представляется спасительным. «В любом хозяйственном процессе есть две стороны: собственники предприятия и наемные работники. Когда в результате их совместной деятельности возникает товар - продукт, произведенный на продажу, в их отношения неизбежно вмешивается государство. По факту продажи, или реализации, возникает доход экономического субъекта, с него и берет начало процесс исчисления налогов. Однако если продукт (хотя бы частично) производится для потребления внутри организации, то в ее пределах можно, не убирая из этой схемы денег, заменить продажу обменом. Тогда целый ряд налогов и обязательных платежей снимается автоматически вместе с исчезновением налогооблагаемой базы. Подобным образом можно строить жилье, распределять в розницу товары, закупленные оптом, предоставлять любые услуги, например питание, обучение и отдых сотрудников. Все это лишь отдельные примеры деятельности предприятий, которые способны существовать в рамках уникальной организационно-правовой формы под названием "потребительское общество"»[2]. Налоговая оптимизация – не единственное и далеко не главное преимущество потребительских кооперативов.

Потребительская кооперация по сути не является ни государственным, ни рыночным сектором экономики. Это третий, отдельный сектор, в который объединяются люди для удовлетворения своих социально-экономических потребностей, не готовые и не желающие в одиночку противостоять рыночной стихии и трудиться по принципам рыночного либерализма.

Плановый сбыт

Ключевой проблемой для сельскохозяйственного производителя сегодня является рентабельный сбыт. Плановые механизмы советской экономики были разрушены, а справедливые новые созданы не были. В результате правила игры производителю диктует торговля и переработка, которые и забирают себе основную долю совокупной добавленной стоимости. Кооперация же позволяет восстановить целостную справедливую цепочку движения товара от первичного производителя до конечного потребителя, обеспечивая при этом должное качество продукта и конкурентоспособную цену.

Кооперативные рынки и ярмарки, плановые заказы пайщиков (физических и юридических лиц), плановые заказы контрагентов, плановые государственные закупки – вот реальные инструменты сбыта, которые может обеспечить кооперация. Сейчас по всей стране достаточно много торговых площадок для прямого доступа первичных производителей: ярмарки выходного дня, сельскохозяйственные рынки, кооперативные рынки, передвижная торговля «с колёс» и др. Сельскохозяйственному производителю в одиночку, особенно находясь в сельской местности, трудно решать все задачи: доставку товара в город, организацию торгового пространства, переговоры с организаторами торговых площадок, управление продавцами и др. Кооператив же, объединяющий как сельских, так и городских пайщиков, способен решать эти задачи сообща, за счёт специализации в рамках объединения труда. Здесь возникает синергетический эффект от коллективного использования всех ресурсов в кооперативе: труда, капитала, земли, денег, информации и др. На различных торговых площадках кооперативные товары смогут как получать пайщики, так и покупать другие конечные потребители.

Преимущество кооперативного сбыта перед рыночным – плановость, которая реализуется через предварительный заказ и оплату, гарантии сбыта, долгосрочные контракты и др. Проблемы перепроизводства, отсутствия оборотных средств, порчи продукции, хранения в кооперации решаются намного эффективнее, чем в хаотичной рыночной стихии.

Для государства кооперативный сектор также весьма важен, так как он организует разрозненных хозяйственных субъектов для решения различных социально-экономических задач, помогая тем самым решать проблемы занятости, развития малого и среднего бизнеса, жилищного и продовольственного обеспечения, реализации государственных программ на местах и многое другое.

Информационная среда

 Кооператив любого уровня является экономико-информационной средой для решения различных хозяйственных и социальных задач. Зачастую именно отсутствие информации или её дороговизна являются камнем преткновения в разных вопросах. Так, например, информация о спросе, государственных закупках, поставщиках, выставках, технологиях и др. являются стратегически важной для сельскохозяйственного производителя, однако она до него не доходит в силу ограниченности его возможностей по её поиску, обработке, анализу и предоставлению. Производитель в сельской местности находится в информационном вакууме, что недопустимо в эпоху информации, когда она становится полноценным фактором производства, зачастую играющим ключевую роль в экономических отношениях.

Пайщики кооператива действуют не по принципам монополизации, коммерциализации, сокрытия информации, а, наоборот, по принципам её общей доступности и тиражируемости, так как они скооперировались для совместного удовлетворения потребностей, в том числе и информационных.

Более того, кооперативная форма хозяйствования позволяет дополнительно задействовать такие эффективные инструменты управления, как бартер, кассы взаимопомощи, народные предприятия, распределённое производство, безденежный обмен ресурсами, контрактное производство, социальное и пенсионное страхование и многое другое.

Компьютерные программные продукты для решения таких задач уже существуют и совершенствуются. Они существенно повышают возможности управленцев кооперативного сектора, обеспечивая условия для решения полного спектра хозяйственных задач в рамках системы потребительских кооперативов, в том числе по производству, сбыту, переработке, инвестированию, кредитованию, социальному обеспечению и др. На основе таких программных продуктов и кооперативной организационно-правовой формы можно выстраивать самодостаточные хозяйственные комплексы для решения широкого диапазона социально-экономических задач.

Инвестиционные механизмы

Классическая инвестиционная схема объединяет разрозненных хозяйствующих субъектов, каждый из которых преследует свои цели, зачастую не соответствующие друг другу. В результате риски получаются высокими, издержки по контролю и возврату – завышенными, эффективность управления проектом – недостаточная.

В кооперативе же инвестиции осуществляются по другим принципам. Во-первых, инвестор в кооперативе обладает более полной информацией о кооперативных проектах и проектах пайщиков кооператива, которые привлекают средства, за счёт общей информационной среды. Во-вторых, в кооперативе действуют принципы коллективного принятия решения и коллективной ответственности, что снижает риск оппортунистического поведения заёмщика и повышает качество управления общим инвестиционным проектом. В-третьих, приоритет в кооперативе имеют те инвестиционные проекты, которые связаны с ресурсами кооператива. Либо в кооперативе есть плановый сбыт под новый проект, либо есть компетентные специалисты, либо уже существуют производственные мощности, которые можно использовать. За счёт этого удаётся ускорить окупаемость проекта и повысить его рентабельность. В этом плане кооператив по сути выполняет роль бизнес-инкубатора, обеспечивающего создание и развитие эффективных проектов. В-четвёртых, кооперативные проекты учитывают не только внешнюю экономическую эффективность проектов, но и социальную отдачу для своих пайщиков.

Важное значение в кооперативе имеет микрофинансирование. Рыночные кредиты под небольшие проекты обычно очень дорогие в силу высоких рисков, особенно в сельском хозяйстве. Инвестиционные принципы кооператива позволяют существенно снизить издержки по небольшим займам, предоставив доступ малому и среднему бизнесу к финансовым ресурсам. Международный опыт свидетельствует о высокой социальной отдаче такого способа микрокредитования.

Существенным преимуществом кооперативного инвестирования является также возможность предоставления финансовых ресурсов без использования ссудного процента. Инвестор в кооперативе получает доход от совместного управления проектом, участвует в распределении прибыли или дохода, когда они появятся. При таком подходе инвестор – не паразит, живущий за счёт объективной потребности заёмщика в финансовых ресурсах и безответственный за результативность проекта, а полноправный партнёр, заинтересованный в процветании проекта и получении реальной добавленной стоимости. Такая инвестиционная схема распространена в так называемом исламском банкинге. Именно она может поменять парадоксальную ситуацию, когда банковский сектор давлеет над реальным, хотя призван обслуживать его, обеспечивать финансовую и расчётную инфраструктуру. Банковская диктатура особенно остро проявляется в сельском хозяйстве, где рентабельность сельскохозяйственных производителей либо близка к нулю, либо отрицательная, а рентабельность банков, обслуживающих сельское хозяйство, достаточно высокая.

Кадровое обеспечение

Система подготовки квалифицированных кадров для сельского хозяйства на сегодняшний день не соответствует запросам руководителей предприятий. Обучение либо дорогое, либо оторванное от практических современных задач. К примеру, специалистов по кооперативному праву, бухгалтерии, документообороту практически нигде не готовят.

В этих условиях и с учётом специфики кооперативного сектора особую актуальность приобретает собственная подготовка кадров в системе потребительской кооперации. Ведь труд в кооперативе – основной фактор производства. Даже участие в управление членское, не зависящее от количества паёв. Другие факторы производства также важны, но без труда, управленческого, интеллектуального и физического,  они не имеют ценности. Если же пайщики начинают участвовать в распределении результата за счёт факторов производства без приложения своего труда, то получается паразитизм и угнетение труда.

Во многом дефицит кадров для сельского хозяйства обусловлен его низкой сравнительной рентабельностью и соответственно уровнем заработной платы. То есть специалисты сельского хозяйства не востребованы на рынке труда. Кооперация же по сути имеет плановый заказ для сельскохозяйственных специалистов под свои нужды, но и со своими стандартами качества.

Обучение в кооперативе является целостным, многогранным, а не узкоспециализированным, так как сотрудникам кооператива приходится решать комплексные задачи на стыке многих специальностей. Подготовка в кооперативе предметная, без отрыва от практики. Специалист проходит все технологические стадии кооперативной хозяйственной деятельности, чтобы понимать все хозяйственные процессы и эффективно выполнять специализированные задачи, на него возложенные.

Образовательный процесс носит постоянный, а не временный характер. Знания и технологии постоянно обновляются, возникают новые задачи, изменяется конъюнктура. В таких условиях подготавливать кадры по принципу «получил диплом и хватит» не допустимо. Например, сейчас освоение технологий органического земледелия для сельского хозяйства проходит вне рамок государственных образовательных программ, посредством самоорганизации и кооперации: проводятся семинары, круглые столы, развиваются опытные хозяйства, издаётся литература.

Бюджетирование кооперативного университета может осуществляться в счёт будущего труда в кооперативе, за счёт отчислений самого кооператива, за счёт дохода от обучения сторонних кадров на коммерческой основе, за счёт существующих государственных и некоммерческих программ.

Мировой опыт

Кооперативная форма хозяйствования уже давно по всему миру зарекомендовала себя как эффективный инструмент решения  социально-экономических задач. Во многих странах с так называемой рыночной экономикой фермерские кооперативы играют существенную, а где-то и главенствующую роль во взаимодействии сельского хозяйства с другими секторами экономики и развитии аграрной промышленности в целом.

В Северной Европе, Нидерландах, Ирландии и Японии практически все первичные сельскохозяйственные производители охвачены кооперативным движением. Чуть меньшее участие фермеров в сельскохозяйственной кооперации наблюдается в континентальной Европе (80%) и США, Канаде, Австралии (от 60 до 80%).

В странах Европейского союза сельскохозяйственные кооперативы производят до 60% продовольственных товаров, в США на долю кооперативов приходится 30% от всей реализуемой товарной сельскохозяйственной продукции. Кооперативы Японии осуществляют сбыт порядка 90% всей сельскохозяйственной продукции и поставляют фермерам примерно 80% необходимых средств производства. Скандинавские кооперативы поставляют до 85% всей продукции сельского хозяйства, а кооперативные предприятия производят до половины продукции пищевой промышленности.



[1] Федеральный закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку... Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации (Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)).

[2] «Потребительское общество – экономика без участия государства». Юлия Ефимова. Журнал «Финанс.» № 8 (49) 1-7 марта 2004.